Наверное сейчас уже не найдется людей никогда не встречающих в своей жизни слов навигатор или GPS. Некогда разработанная американскими военными для собственных нужд система глобального позиционирования GPS (Global Positioning System) широко вторглась в гражданскую сферу. Сегодня чипы GPS помимо навигаторов – приборов специально для них предназначенных, вставляют в мобильные телефоны, смартфоны, компьютеры, охранные системы. Все больше автомобилей оборудуются навигационными системами, а рынок производства и продаж в этой отрасли постоянно растет и ширится. И надо сказать, что нас рыболовов современный прогресс в сфере применения системы GPS не обходит стороной.
Принцип работы навигатора заключается в приеме сигналов, посылаемых находящимися на орбите спутниками. Соизмеряя время получения сигналов от нескольких спутников, прибор вычисляет расстояние до каждого спутника. А принимая сигналы как минимум от четырех спутников навигатор способен спозиционировать свое местоположение. Соответственно, чем больше в «поле видимости» навигатора спутников в данный момент, тем точнее он может определить свои координаты. Надо сказать, что помимо американской системы GPS существуют европейский аналог, называемый Galileo и наша отечественная система – ГЛОНАСС, а также ориентированные практически только на свои страны японская – Quasi-Zenith, китайская – Бейдоу или Compass и индийская – IRNSS. Принцип работы у них тот же самый, но некоторые из них еще очень сырые, другие вообще находятся на начальной стадии своего развития или даже только пока в проекте. По крайней мере прибора работающего в других системах кроме GPS, хотя бы более менее подходящего для использования отечественными рыболовами на сегодняшний момент пока просто не существует.
Так чем же отличается современный навигационный прибор для использования рыболовами от всего остального многообразия данных приборов? Прежде всего, это возможность быть мобильным. Если вы не рыбачите на своем собственном катере с установленной навигационной системой или GPS навигатор не встроен в ваш недешевый эхолот, то первое на что стоит обратить свое внимание при выборе определенной модели это ее размеры. Это свойство отсевает все приборы из класса авто-, мото- и морских навигаторов. Для нашего брата рыболова наибольший интерес в этом плане представляют навигаторы из туристической серии. Они достаточно компактны, как правило все они пыле- и влаго- защищены, относительно ударопрочны, автономны в питании и имеют множество других полезных функций, необходимых как туристам, так и рыболовам с охотниками. Любой, даже самый простой навигатор позволяет рыболову отслеживать свое местоположение, запоминает маршруты и уловистые точки, позволяет измерить время, расстояние, скорость передвижения например по воде, обладает точнейшими встроенными часами, помогает не заплутать в речных протоках, сократить путь при движении вдоль сильно петляющей реки, не сбиться с пути при отсутствии освещения или в густом утреннем тумане и еще много чего другого.
Надо заметить, что GPS-навигаторы туристической серии выпускаются производителями уже достаточно давно и прошли уже достаточно длинный путь в своем развитии и совершенствовании. Конкуренция и желание сделать свой новый аппарат еще более лучшим, удобным, функциональным заставляют производителей присматриваться к каждой мелочи и постоянно искать возможности к улучшению характеристик выпускаемого продукта. Именно это породило огромный скачек вперед, произошедший недавно в конструировании современных туристических GPS-навигаторов. Почему то совсем немногие потенциальные пользователи навигаторов об этом знают, хотя введенные новшества можно сравнить разве что с вторжением на рынок углепластиковых удочек при существовавших в то далекое уже время алюминиевых спиннингах с невскими катушками. Речь идет о возможности использования в современных GPS-навигаторах туристических серий растровых карт. До недавнего времени во всех навигаторах использовались только векторные, нарисованные специально для навигаторов карты. Теперь же, выражаясь более понятным языком, появились новые модели туристичеких GPS-навигаторов, позволяющих использовать абсолютно любую карту. Это может быть например отсканированная карта «километровка» генерального штаба, аэро-, фотоснимок, даже нарисованная вами собственноручно схемка или снимок со спутника наконец. Все это современный навигатор позволяет в себя загрузить и с пользой использовать. Если раньше векторные карты особенно вдали от цивилизации давали очень схематичное изображение ввиду своей очень плохой прорисовки, то теперь с использованием растровых карт, у всех любителей путешествий и в том числе рыболовов, появились поистине безграничные возможности в ориентировании на местности. Очень многим рыболовам, отправляясь раньше в дальнюю экспедицию например на Север приходилось помимо навигатора брать с собой еще и бумажную карту. Теперь необходимость в этом отпала. Имеющуюся бумажную карту можно отсканировать, обработать и закачать непосредственно в навигатор. Причем повторюсь совсем не важно, что это за бумажная карта, что будет на бумаге, то затем окажется и в навигаторе. В связи с этим большой интерес вызывают очень труднодоступные «пятисот» и «двухсотпятидесятиметровки». Но как правило они не особо и нужны. Обычной карты масштабом в 1 см : 1 км вполне хватает, прорисовка которой на порядок выше любой нарисованной векторной карты, да и достать ее для интересующего участка куда проще. Для рыболовов в плане использования любых карт есть еще один огромный плюс. Я вот, например, раздобыл и закачал в свой GPS-навигатор карту «километровку» одного интересующего меня водохранилища. Только печать стоит на этой отсканированной карте «генеральный штаб красной армии 1943 год» и вместо водохранилища – то, что было еще до его постройки и затопления. И теперь плавая на лодочке по этому водохранилищу, я имею четкое представление о том, где искать русловые бровки, а где затопленные озера, лес, дороги. Эхолот помогает скорректировать нахождение этих интересных и перспективных мест и сохранить их точное местоположение все в том же навигаторе. Также можете поступить и вы, а отыскать в интернете например карту рыбинского водохранилища до затопления не представляет трудностей, которую немного обработав можно спокойно закачивать в свой навигатор и использовать.
А о преимуществах использования вместо различных карт спутниковых снимков вообще говорить не приходится. Все и так понятно, достаточно взглянуть на это своими глазами. Вот как пример взгляните на эти три фотографии, демонстрирующие разницу между современной векторной картой «Дороги России», закачанной растровой «километровкой» и снимком со спутника. Разница видна как говорится не вооруженным глазом. Один и тот же небольшой прудик, находящийся в центре снимка на карте «километровке», можно рассмотреть вплоть до каждого растущего на берегу кустика на детальном снимке со спутника, в то время как, на векторной карте этот водоем вообще не обозначен. В защиту векторных карт можно сказать, что и они нам тоже нужны, поскольку хорошо помогают ориентироваться в городах, прокладывать маршруты и содержат в себе кучу полезной информации, удачно дополняя походные растровые карты.
Но несмотря на все прелести использования в современных GPS-навигаторах растровых карт здесь тоже есть свои небольшие трудности и подводные камни. Но обо всем по порядку.
Начнем с того, что чисто теоретически для загрузки в наш прибор подойдет любая карта, хоть рисунок. Но для того, чтобы навигатор смог ее понимать и привязывать к своим фактическим координатам, карту необходимо определенным образом обработать. В случае, когда мы имеем бумажную карту и хотим ей пользоваться в своем навигаторе, процесс обычно сопровождается целым рядом последовательных действий: карту надо отсканировать, при необходимости обрезать и подкорректировать в любом графическом редакторе, например Photoshop, в специальной программе создать для этой карты файл привязки, затем в другой программе преобразовать карту вместе с файлом привязки в формат необходимый для загрузки непосредственно в навигатор. В случае загрузки спутниковых снимков процедура обычно немного легче, но все равно требует определенных усилий. Т.е. для того, чтобы самостоятельно загружать растровые карты в свой навигатор, необходимо хотя бы немного дружить с компьютером. А ввиду того, что использование растра в современных навигаторах только развивается, отыскать уже готовые растровые карты необходимого вам региона еще пока очень сложно или даже невозможно. Поэтому все приходится делать самостоятельно. Хотя прогресс не стоит на месте и уже сегодня поискав можно найти в интернете нужные карты «километровки» уже с созданным файлом привязки, тем самым значительно облегчив и ускорив для себя процесс загрузки карты в навигатор. Каждая фирма выпускающая современные навигаторы способные загружать в себя растровые карты, будь то Garmin, Magellan или DeLorme предполагает собственную процедуру подготовки растровых карт и использование при этом различных программ. Описывать каждую из них в этой статье я не стану, а скажу лишь, что этих способов и программ много, а всю информацию вплоть до пошаговой инструкции поискав можно найти в интернете.
Теперь немного о приборах, способных воплотить в реальность все то, о чем написано выше. Их оказывается не так уж и много. Это серии DeLorme EarthMate, Garmin Oregon/Dakota/GPSMAP 62, 78 серий и Magellan Triton. В каждой серии представлено по несколько моделей имеющих между собой множество как сходств так и различий. Общее у них то, что все они принадлежат к туристической серии, могут работать с растровыми картами, в качестве элементов питания могут использовать стандартные батарейки класса АА, пыле- и влагозащищены по стандарту IPX7, работают на высокочувствительном приемнике. У каждого указанного выше производителя в каждой серии и у каждой модели имеются свои плюсы и минусы, позволяя каждому конечному потребителю, т.е. нам с вами, расставить свои приоритеты и выбрать то, что больше всего подходит именно нам.
С продукцией фирмы DeLorme и ее топовыми туристическими навигаторами серии EarthMate PN-40 и PN-60 мало кто у нас знаком. Даже в интернете найти нужную информацию от реальных пользователей этих моделей достаточно сложно. Видимо все дело в соотношении все тех же плюсов и минусов, а точнее в явном преобладании последних. Судите сами: малая распространенность – слабая техническая поддержка, проблемы с русскоязычной прошивкой, маленький по размеру (2,2 дюйма) и разрешению (220*176) экран, а при своей немалой цене для работы с растровыми картами требует покупки специальной, также не дешевой программы, к тому же разобраться в которой под силу далеко не каждому.
В серии Triton от Magellan пять моделей: 300, 400, 500, 1500 и 2000. Из которых ввиду увеличенного с 2,2 до 2,7 дюйма размера экрана (разрешение 320*240) наибольший интерес представляют две последние модели с сенсорными экранами 1500 и 2000. Я не зря обращаю ваше внимание на размер экрана и его разрешение, поскольку с их увеличением работать в навигаторе именно с растровыми картами становится куда более приятнее и нагляднее. Естественно увеличение размера экрана должно при этом как можно меньше сказываться на размерах самого прибора и его энергопотреблении. И в этом отношении Triton далеко не лидер и заметно проигрывает своим ближайшим конкурентам Oregon и Dakota от Garmin. И вообще не понятно какую цель преследовали разработчики Triton’ов 1500 и 2000 серии оставив на корпусе множество различных кнопок управления и джойстик от младших серий при этом, установив новый современный сенсорный экран, который вместо кнопок мог бы взять на себя все управление прибором. Еще из минусов Triton’ов нужно отметить проблемы с русскоязычной прошивкой при работе с растровыми картами. Вообще русская прошивка не предусмотрена изначально в приборе и ее устанавливают дилеры уже в России. Поэтому если вы захотите скачать и установить на свой прибор новую, более свежую и доработанную прошивку с официального сайта производителя, то можете попрощаться с надписями на русском языке в своем навигаторе Triton. Придется или мириться с проказами устаревшей, но русифицированной прошивки, или лицезреть на экране надписи на английском, или заново обращаться за помощью к дилерам. Но в тоже время у серии Triton от Magellan есть один существенный плюс – в отличии от моделей Garmin у нее нет ограничений на количество загруженных в прибор растровых карт. Т.е. ограничения есть, но связаны они только с объемом вставленной вами в прибор дополнительной карты памяти формата MicroSD.
Фирма Garmin – безусловный лидер на рынке GPS-навигаторов. Ее многочисленные модели из туристической серии Oregon (200, 300, 400t, 400i, 400c, 450, 450t, 550, 550t), младшие Dakota (10, 20), GPSMAP (62, 62S, 62ST, 78, 78S, 78SC) и снятая уже с производства модель Colorado позволяют пользоваться растровыми картами, но правда с некоторыми ограничениями. Ограничения касаются общего количества загружаемых в навигатор растровых изображений. При загрузке в прибор любая ваша карта разбивается на квадраты с разрешением 1024*1024. Так вот общее количество таких квадратов не должно превышать 100 шт. Если взглянуть на это с практической точки зрения, то приблизительное количество например листов «километровок» генштаба каждый из которых охватывает площадь чуть большую чем 35*35 км, которые одновременно удается загрузить в прибор, равняется 10-11 шт. Это уже довольно внушительная суммарная площадь, но всегда хочется больше, к тому же если закачивать спутниковые снимки, которые в зависимости от масштаба и детализации занимают существенно больший объем, то ограничение в 100 квадратов начинает уже очень мешать. Остается только надеяться, что данное ограничение в ближайшем времени будет снято и позволит наслаждаться приборами Garmin в полной мере. Для тех же, кто готов заплатить 30 долларов в год, компания Garmin предлагает услугу BirdsEye, позволяющую очень легко и быстро загружать непосредственно в навигатор спутниковые снимки. Изначально эта услуга должна была снять ограничение по объему в 100 квадратов и предоставить пользователям безграничные возможности по закачиванию спутниковых снимков. Однако на практике ограничение все равно существует и равняется оно 75 Mb, что приблизительно покрывает 63 кв. км площади в максимальном качестве изображения. Соответственно, чем ниже будет качество загружаемых снимков, тем больше их можно будет закачать в навигатор. Несмотря на то, что спутниковые снимки представляют для нас рыболовов огромный интерес, ими не всегда удобно пользоваться. Дело в том, что снимки со спутника высокого качества доступны как правило только в непосредственной близости от городов и крупных населенных пунктов. В глуши же, куда наш брат так любит забраться, часто снимки со слабой детализацией, поэтому предпочтение порой следует отдать обычной карте «километровке». Самые распространенные и детальные космоснимки, это снимки от Google, но существуют и другие варианты, например от Kosmosnimki.ru, Яндекс.Карты, Bing Maps, Virtual Earth, Yahoo. Очень удобно для их просмотра и сравнения использовать программу SAS.Планета, которая совершенно бесплатна и доступна для скачивания в сети Интернет. Эта же программа может стать вам и хорошим помощником в быстрой подготовке космоснимков для загрузки в ваш навигатор Garmin.
Условно все вышеназванные современные GPS-навигаторы Garmin можно разделить на два класса – модели с традиционным экраном (серия GPSMAP) и модели с сенсорным экраном (Oregon, Dakota). Традиционный экран из плюсов может похвастаться своей неприхотливостью и большей яркостью, в то время как тачскрин сочетает в себе удобство управления и компактность прибора ввиду отсутствия на корпусе дополнительных кнопок управления. Например, серия Dakota имея размер экрана 2,6 дюйма (разрешение 240*160), такой же по размеру и разрешению как и в серии GPSMAP, за счет сенсорного экрана и наличию на корпусе только одной кнопки вкл/выкл., значительно меньше в размерах и легче. Старший брат Dakota – серия Oregon имеет самый большой из всех описываемых навигаторов сенсорный экран – 3 дюйма (разрешение 400*240), сохраняя при этом достаточную компактность корпуса и небольшой вес прибора. Благодаря высокому разрешению и большому размеру экрана работа с растровыми картами доставляет настоящее удовольствие. Но за это приходится расплачиваться чуть большим энергопотреблением – до 16 часов автономной работы. Для сравнения серии GPSMAP и Dakota – до 20 часов. При замене батареек на аккумуляторы времени с лихвой хватает на однодневную рыбалку, а при длительных экспедициях выручают дешевые одноразовые батарейки, которые стоят по нынешним временам копейки. Еще одна интересная именно для рыболовов особенность есть у моделей 78, 78S, 78SC серии GPSMAP. Они не тонут! Если вы случайно уроните такой навигатор в воду, то с ним ничего не случится. Многие из вышеперечисленных моделей имеют также совсем не лишнюю для рыболовов функцию барометра, содержат информацию о времени восхода/заката солнца и луны и даже некую загадочную функцию прогнозирования клева. Помимо этого в различных моделях присутствуют или отсутствуют двух- или трехосевой компас, высотомер, возможность использовать дополнительную карту памяти, секундомер, калькулятор, календарь, будильник и другие для кого-то нужные, а для кого-то бесполезные функции. А в моделях Oregon 550 и 550t, отличающихся между собой только наличием в последней для многих из нас бесполезной топографической карты Америки, а также в модели Magellan Triton 2000 имеется даже встроенная камера. На первый взгляд наличие камеры в навигаторе может показаться лишь ненужной игрушкой, но с практической точки зрения – это очень удобно. Конечно качество снимков с такой камеры очень далеко от идеала и похоже на качество фотографий, сделанных с мобильного телефона. Отличие лишь в том, что фотография сделанная с навигатора имеет привязку к карте. Например исследуя новую для себя реку и находя интересные места не нужно путаться в названиях при создании новых маршрутных точек, которые очень скоро забудутся, особенно если их называть типа «перекат1, перекат2, перекат3, яма5, яма6, брод8,9,10». Поверьте, пройдет совсем немного времени и вы вряд ли сможете в своей памяти отыскать воспоминания о различиях между ними. А с встроенной в навигатор фотокамерой все проще – не нужно сохранять маршрутные точки и придумывать им названия, сфотографировал и все. Взгляните на фотографию найденной окунево-судачьей бровки с экрана эхолота, сделанную Oregon 550. Имея привязку фотографии по координатам сразу понятно, где и что.
А еще что мне нравится в перечисленных навигаторах Garmin это их близость к русскому народу. Совершенно не важно в какой стране для какого рынка был сделан навигатор и где бы вы его не купили, в его меню вы обязательно отыщите помимо множества других и русский язык. Больше нет никаких проблем с русификацией. Вы можете постоянно перепрошивать свой навигатор более свежими прошивками, периодически появляющимися на официальном сайте Garmin, не боясь за потерю в приборе русского языка.
Все подытожив, можно с уверенностью сказать, что много чего интересного и полезного для рыболовов предлагают современные GPS-навигаторы сделав в буквальном смысле очередной шаг вперед. Остается только сделать свой собственный выбор, соизмеряясь с набором нужных конкретно для себя функций, ну и конечно ценой. А время и прогресс не стоят на месте, и очень даже возможно, что совсем скоро на рынке навигационных приборов появится еще что-то более новенькое и интересненькое для нас рыболовов.
Современный GPS навигатор – помощник рыболова. Автор: А.Фомин
Posted by admin on 1 июля, 2011